Ошибки в процессе лечения диабета 1 типа

Так как диабет первого типа в большинстве случаев возникает у детей, то и подход к детям должен быть особый.

У родителей завышенная оценка исполнительности детей. Дети есть дети. Глупо верить в то, что подростки не нарушают диету (часто нарушают грубо — алкоголем (увы, это данность нашего времени), употребляя пиво… с начальной школы!), даже не вводя дополнительный инсулин («короткий»), наличие помпы не спасает положение.

Часто под шкафами или кроватями родители находят «горы» конфетных оберток или выясняется, что в школе ребенок употребляет «быстрые» углеводы, даже не вводя инсулин, так как его «в компании не поймут». В итоге к вечеру — гипергликемия, а на вопрос «почему?» — ответ: «Не знаю»…

Отказ от консультаций у лечащего врача по месту жительства. Здесь нередко виноваты и сами врачи, приведу самый распространенный ответ родителей: «Ну, а что мы пойдем? У нас даже «Дневник сахаров» не смотрят, только выписывают бесплатный инсулин и все». Но родители тоже должны понимать, что у доктора на участке огромное количество маленьких пациентов, для которых физически не хватит времени, если с каждым заниматься длительно. Он делает все возможное, но вы же видите ежедневные очереди.

Неисправный глюкометр. Выясняется поздно. После сдачи крови в лаборатории, вдруг выясняется, что показания разнятся очень сильно, что приводит к завышению дозы инсулина в 1,5-2 раза!

Отсутствие ежегодной госпитализации в стационар для обследования и корректировки схемы инсулинотерапии. Очень часто такая возможность есть и в крупных городах, и на периферии. И, тем не менее, родители нередко игнорируют плановую госпитализацию для обследования и более точного подбора дозы инсулинотерапии, а жаль.

Ожидание быстрого результата при снижении (повышении) дозировки «продленного» инсулина. Не забывайте, что реально изменения произойдут через несколько дней! Организм должен адаптироваться к новым обстоятельствам.

ШКОЛА

Пожалуй самая тяжелая тема … Появление школьного фактора является важным моментом в жизни ребенка с диабетом, т.к. у него появляются трудности не только с режимными моментами выполнения самоконтроля, введения инсулина, но в большей степени с моментами социализации, требующие от школьника психологической зрелости, умения донести информацию о своем заболевании. Это зачастую становится комплексом неполноценности и дополнительной проблемой, ухудшающей психосоциальное и эмоциональное функционирование.

С другой стороны, это может являться дополнительной причиной декомпенсации диабета у школьников, поскольку условия пребывания в школе, отношение окружающих и самого ребенка к диабету не всегда позволяют проводить лечебные мероприятия в нужном объеме.

По данным анкетирования [Филина Н.Ю., Назаренко К.А., 2013] выявлено, что только 46% детей носят в школу глюкометр, причем только 34% детей адекватно контролируют уровень глюкозы в школе. Всего 46% детей регулярно берут с собой в школу шприц-ручку с инсулином, 20% приносят инсулин ситуативно (при высоких сахарах), 34% школьников никогда не носят инсулин.

Питаются в школьной столовой и вводят при этом инсулин всего 34% детей. При анализе причин такого поведения выявлено, что 24% детей не измеряют уровень глюкозы, и не вводят инсулин в школе, так как скрывают свою болезнь от окружающих.

12% пациентов не берут «диабетические аксессуары» из-за боязни сломать, разбить, остальные не считают необходимым их наличие в школе. 12% детей не питаются в школе и всегда отказываются от угощений в связи с отсутствием инсулина, 18% школьников употребляют углеводы без введения инсулина,12% питаются редко из-за неудобства введения инсулина, 24% не питаются, т.к. считают, что школьное питание не подходит по их заболеванию.

Всего 36% детей свободно говорят о своем диабете, не стесняясь сверстников и учителей, 40% информируют только близких друзей и классного руководителя. 48% опрошенных детей указали на развитие ситуации гипогликемии на уроке, однако всего 36% детей ответили, что об их заболевании знают все учителя. Адекватно проводили купирование гипогликемических состояний во время урока только 34% детей, 50% школьников при симптомах гипогликемии выходили из класса в коридор или ждали перемены, 16% пациентов принимали легкоусваиваемые углеводы, почувствовав клинические ощущения низкой гликемии без ее контроля глюкометром.

Таким образом, 54% детей с СД 1 типа имеют явные проблемы в школьной жизни связанные с диабетом, они не проводят самоконтроль, не вводят инсулин, стесняются своего заболевания, считая себя «не такими как все» [Филина Н.Ю., Назаренко К.А., 2013].

Этот фактор ухудшает как компенсацию диабета, снижая физическое функционирование в рассматриваемом нами параметре качества жизни, так же нарушает и психосоциальное функционирование в связи с неадекватным восприятием своего состояния. Причем проявления психосоциальной зависимости в этой возрастной группе выражены в большей степени, чем физическая составляющая.

Это доказывает неадекватное поведение половины детей в ситуациях развившейся гипогликемии: они выходили в коридор или ждали окончания урока, чтобы не проявлять при сверстниках своей физической слабости, хотя понимали высокий риск развития неотложного состояния. Желание быть похожими на своих сверстников, не выделяться из общей группы, как характерная черта данного этапа развития личности [Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2001], становится причиной неадекватного поведения в отношения к диабету.


Категория: Захаров. Лечение сд1 у детей | Добавил: Администратор (20.01.2016)
Просмотров: 2856 | Рейтинг: 3.7/3